Елена Габова (Сыктывкар)

Награждена Премией им. В. П. Крапивина в 2006 году за сборники повестей и рассказов «Не вставайте с левой ноги» и «Никто не видел Рыжего», исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям.

 

 

 

 

«Международной литературной премией В.Крапивина я горжусь не только потому, что она была первая. Дело ее в имени. Владислав Крапивин был для меня всегда чем-то недостижимым. Это когда в детстве читаешь книжку и знаешь – ты - внизу, ты читатель один из многих тысяч, а писатель – автор книжки - так далеко, что даже мыслей не возникает, что когда-нибудь с ним можно встретиться. И если нравится книжка – ты весь в мире ее обаяния, среди героев и бесконечно благодарен автору, хотя порой даже забываешь посмотреть на его имя. Я была читателем журнала «Пионер» многие годы. И уже когда училась в старших классах (подрастала младшая сестра, журнал выписывали для нее) прочла повесть, полную ветра. Где в небе развевались десятки змеев – никогда я не видела змеев, их у нас не запускали… А потом была история про оруженосца Кашку и его стихи:

костер как живой, он похож на жар-птицу.

она мне, наверное, сегодня приснится.

Я взрослая уже была школьница, а когда мы разжигали костер в походах, в голове были эти вот строчки. Свет и романтика, дружба… вот что осталось от повестей Крапивина. Потом я выросла и уже не успевала следить за всеми его книгами, но имя осталось навсегда. И вот я на сцене рядом с кумиром, и он вручает мне диплом или цветы… даже не помню от волнения, что кто вручал, но помню, что Крапивин стоял рядом и – большой, голубоглазый, улыбчивый... и я чувствую себя счастливой. После этого конкурса у меня расширились горизонты, появилось много молодых хороших друзей. Мне открылось простое: мои книжки, которые любят у нас в республике, могут любить ребята в других городах. Потому что подростки везде одинаковы, все хотят понимания и тепла».

Елена Габова

Родилась Елена Васильевна Габова 7 июня 1952 г. в Сыктывкаре. Окончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Работала журналистом, воспитателем гимназии искусств, литературным консультантом Союза писателей Республики Коми.

Рассказы и повести печатались в журналах «Юность», «Костёр», «Слово», «Пионер», Советская литература», «Шестиклассники» (Токио), «Иванушка» (Токио) и других. Автор семнадцати книг для детей и подростков, вышедших в Москве, Киеве, Сыктывкаре («Гришуня на планете Лохматиков», «Двойка по поведению, «Тайкина тайна», «Варёная сосулька», «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги»). Две книги изданы в Японии.

Известна и как переводчик с коми на русский.

Елена Габова последовательница Владислава Крапивина. Для писательницы важны те же идеалы, что и для любимого многими поколениями Командора – искренность, честность, доброта, чувство собственного достоинства.

За рассказы и повести для детей Елена Васильевна удостоена Государственной премии Республики Коми в области литературы. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 2006 г. стала лауреатом Международной литературной премии имени В.Крапивина за сборники рассказов и повестей «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги». Финалист Национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дёма» (2008). Призер Третьего международного конкурса детской и юношеской литературы имени А.Н.Толстого за повести для подростков. В 2007 г. признана самым читаемым писателем республики Коми.

Член Союза писателей России.

Фото: А.Расторгуев

 

Интервью с писателем

В душе болит и жжется...

Елена Васильевна, Расскажите, пожалуйста, о том, как и почему Вы начали писать?

Первое свое стихотворения я написала, когда мне было 10 лет. Оно было про весну, заканчивалось так:

На деревьях в парке развешены дворцы

высунув головки, глядят из них скворцы.

Повлияло на меня весеннее настроение. А писать начала почему? Может, гены сработали, мой дедушка был писателем. Потом стихи посыпались как из рога изоблиия. Некоторые помню:

Дождик удивлен,

очень удивлен.

напугал людей

неужели он?

почему все бегут?

почему все спешат?

под крыши встают,

погоду бранят.

ведь он не хотел!

ведь он же шутя!

он песенки пел,

с  неба летя.

Ну что ж,

если люди боятся его

он может уйти.

ему-то что...

На каких писателях Вы сами выросли? Что читали в детстве, какие книги читали Вам родители?

В детстве  любила  фантастику. Перечитала всего Грина, Беляева. Любимые книги детства - Фраерман "Дикая собака Динго" и Экзюпери "Маленький Принц". Любила Паустовского и Пришвина. Зачитывалась Алексиным. Я уже в старших классах училась, когда прочла В.Крапивина "Та сторона, где ветер", "Оруженосец Кашка" - перечитывала эти повести много раз в журнале "Пионер". До сих пор этот писатель мой любимый, я с удовольствием читаю его книги. А вообще чтение было сумбурное - что попадалось под руку, то и глотала. Меня часто мучали ангины, поэтому книга была всегда под рукой. Родители мне ничего не читали, ну,  может, мама в самом ранннем-раннем детстве.  У меня было трудное детство, я была предоставлена сама себе. Читать научил дед, когда мне исполнилось 5 лет.

Какой Ваш любимый писатель сейчас?

Ой, сейчас у меня много любимых писателей, всех не перечислить. "Маленький принц" до сих пор любимая книга. Люблю Фазиля Искандера, Анатолия Кима. Японскую поэзию и прозу постоянно перечитываю,  особенно люблю японскую новеллу (многих авторов).

На ваш взгляд – что самое главное в детской книге?

Главное в детской книжке - чтобы ее героям хотелось сопереживать. Если в книжке для взрослых может быть только познавательность, то в детских важнее всего душа. Если читатель не сочувствует герою, как своему близкому, книжка не удалась. Героям книг В.Крапивина хочется сопереживать, потому что их обижают, незаслуженно наказывают, вообще им плохо. Им сочувствуют, им  хочется помочь. Такие книги будут нужны всегда. Потому что никогда из человека не сотворить робота, он всегда будет нуждаться в понимании и дружеском тепле.

Но, не смотря на то, что они будут нужны всегда, их сейчас не так-то много...

Подобных книг много написано, просто их пока не знает читатель, потому что их трудно публиковать в коммерческий век, когда издательствам кажется, что печатать нужно только "развлекуху", когда тянет "поржать" – я о юморе ниже пояса.

Именно по этой причине в библиотеках мало детских книг?

Книг в библиотеках не хватает, именно потому что новых интересных книг не издают. Слава Богу, что появляются различные литературные конкурсы, помогающие хотя бы узнать имена талантливых писателей, работающих для детей. И не только молодых. В 80-90-е годы о литературе напрочь забыли и писатели, бывшие тогда молодыми, а теперь приближающиеся к возрасту пенсионеров. Они писали в стол. Не писать они не могли. Потому что писатель - это не профессия, а состояние души. Душа болит - вот писатель и пишет.

На ваш взгляд, поддерживает ли сейчас государство молодых писателей, которые как раз и могут дать детям то, что они хотят?

Сейчас начали проводить семинары, на которых молодые авторы общаются, спорят, анализируют...  Научить писать - невозможно, говорить о том, что написал - надо.

Какой вообще должна быть поддержка от государства? Что нужно делать, чтобы  у писателя была возможность донести свои мысли до ребят?

Прежде всего у человека должен быть талант, то есть природная способность фиксировать на бумаге (экране) внешний и внутренний мир человека, диалоги, внутренние монологи...  Графоман силится, тужится, соединяет так и эдак слова, и ничего у него не получается... У талантливого уже как будто все готово внутри, его задача - лишь   редактировать самого себя.   Вот этому  "внутреннему редакторству" можно и нужно учиться. Поддержка государства? Наверное, молодому писателю надо платить стипендию. Но почему только молодому? Любому, хорошо пишущему для детей, надо помогать. Потому что книга - мощный пласт воспитания. Книга учит  добру, честности, чести, достоинству, терпению... Всему хорошему учит добрая книга.  Есть книги, которые учат и плохому, конечно. Вспомним, как "Майн Камф" Гитлера возбуждало в читателях чувство национализма. Но о таких книгах мы не будем говорить. Сейчас главное, чтобы ребята хотели читать. Теперь ведь с этим проблема. А чем может помогать государство? Во время работы над книгой - стипендией (молодым), грантами (всем другим). И пусть бы государство издавало эти хорошие книжки и платило авторам соотвествующий гонорар. Достойный гонорар - и следующая книга может родиться уже без стипендии. Но вообще-то, писатель такая профессия, что платят тебе или нет, ты все равно напишешь, если в душе "болит" тема. Ее необходимо излить на бумагу, а иначе не "поправишься".  Поэтому, наверное, и выходят книги без гонораров, то есть по существу, человеку не оплачивают его труд.  Это обидно для писателя и стыдно для государства, т.к. оно лишает людей средств к существованию.

Лично вы ощутили на себе поддержку государства?

Когда еще был СССР, меня позвали на семинар молодых прозаиков Северо-Запада, он был  тут, под Сыктывкаром почему-то. (Иначе бы я и не попала на семинар).
Это был первый мой семинар и очень удачный, хвалили меня, Сергей Павлович Залыгин увез рассказ "Двойка по поведению" в журнал «Юность». С этого рассказа и началась моя литературная жизнь. Его  сразу перевели на английский в журнале "Советская литература" (этот рассказ на многих языках выходил, может и на другие его переводили, но у меня только английский журнал), на японский - в самом Токио. Потом было Всесоюзное совещание молодых писателей - сумбурное и никчемное. Потом еще один чудо-семинар молодых детских писателей, где я познакомилась с замечательным человеком Львом Разгоном. Я была в его группе, рассказы получили оценку "профессиональных". Семинар продолжался месяц, в Пицунде, у моря, в мае, когда все цвело и пахло. Волшебное было время! И мы не только занимались в творческих группах, но имели возможность работать над новыми произведениями. Вот такие семинары, продленные по времени, очень помогают. Вот и все. Да и хватило! С.П.Залыгин говорил, что в жизни писателя должно быть не более двух семинаров. После этого он - либо профессионал, либо должен выбыть из игры.

А какие темы особенно волнуют вас? Ведь вы правы - если тема
 "болит", то не написать - не можешь. Есть ли у вас такая тема, которая  "жжется"?

Понимаешь, у меня как-то по-другому выходило. Не по темам. По-разному. Вот, например, вижу я в автобусе девчонку зареванную. И не  могу  взгляда от нее оторвать. И уже сошла с автобуса, и уже дома, но перед глазами - девчонка та. И вот пока я не выдумаю про нее рассказ (кто она? Почему плакала? Куда едет? Откуда? Что с ней было вчера? Есть ли у нее друзья и т.д),  я не могу жить. Приходится писать, выдумывать. Так родился рассказ "Лишняя Новикова", например.

Или парень рассказал, как он мыл окна на бассейне и нашел в вороньем гнезде сережку. Все! От этого эпизода я начинаю "танцевать", написала эпизод, а меня тянет дальше и дальше... Так появилась повесть "Зануда Дёма». Или придумается название рассказа: «Не пускайте Рыжую на озеро». И пока я не выдумаю рассказ весь, тоже не могу успокоиться. И сейчас я пишу одну повестушку, но о чем - не могу рассказать. Оттолкнулась от шести стихотворных строк, посланных мальчишкой девочке...

А почему вы не рассказываете о планах?

А вот почему. Это еще когда я училась во ВГИКе, мастер спрашивал о творческих планах, а я молчала. Потому, что если я рассказывала - напрочь пропадал интерес писать об этом. Николай Николаевич Фигуровский (его лучший фильм "Когда деревья были большими») понял это и перестал меня спрашивать о планах.

Я знаю, что в этом году Вы войдете в жюри Крапивинского конкурса. А чем для вас лично стал этот конкурс? И вообще – чем он помогает писателю? Почему нужны такие вот программы?

Международной литературной премией В.Крапивина я горжусь не только потому, что она была первая. Дело ее в имени. Владислав Крапивин был для меня всегда чем-то недостижимым. Это когда в детстве читаешь книжку и знаешь - ты просто читатель один из многих тысяч, а писатель - автор книжки - так далеко, что даже мыслей не возникает, что когда-нибудь с ним можно встретиться. И если нравится книжка – ты весь в мире ее обаяния, среди героев и бесконечно благодарен автору, хотя порой даже забываешь посмотреть на его имя. Я была читателем журнала «Пионер» многие годы. И уже когда училась в старших классах (подрастала младшая сестра, журнал выписывали для нее) прочла повесть, полную ветра. Где в небе развевались десятки змеев - никогда я не видела змеев, их у нас не запускали: А потом была история про оруженосца Кашку и его стихи:

костер как живой,

он похож на жар-птицу.

она мне, наверное,

сегодня приснится.

Я взрослая уже была школьница, а когда мы разжигали костер в походах, в голове повторялись эти вот строчки. Свет и романтика, дружба и взаимопомощь: вот что осталось от повестей Крапивина.

Потом я выросла и уже не успевала следить за всеми его книгами, но имя осталось в памяти навсегда. И вдруг я на сцене рядом с кумиром, и он вручает мне диплом или цветы: даже не помню от волнения, что кто вручал, но помню, что Крапивин стоял рядом и - большой, голубоглазый, улыбчивый...

После этого конкурса у меня расширились горизонты, появилось много молодых хороших друзей. Мне открылось простое: мои книжки, которые любят у нас в республике, могут любить ребята других регионов. Потому что подростки везде одинаковы, все хотят понимания и тепла.

Интервью подготовила Яна Белоцерковская

 

"– Для малышей сказки и рассказы я пишу, когда хочется похулиганить и настроение хорошее. Но иногда бывает необходимо поразмыслить над жизненными сложностями. Тогда я сочиняю повести для ребят постарше, - рассказала на встрече с читателями, что прошла во время недели детской книги в областной детской библиотеке имени А. П. Гайдара, гостья из Сыктывкара писательница Елена Габова. - Сочинять вообще легко и приятно, а вот работать над текстом - трудно.

Как призналась писательница, получившая международную литературную премию Владислава Крапивина за книги для подростков «Никто не видел Рыжего» и «Не вставай с левой ноги», первые стихотворные строчки она зарифмовала в 10 лет: «На деревьях в парке развешаны дворцы, высунув головки, из них глядят скворцы», но быстро поняла, что ритм, рифма тормозят сюжет, сковывают воображение, и перешла на прозу.

- Пробуйте сочинять, - посоветовала Елена Васильевна ребятам, - расцвечивайте жизнь выдумкой, от этого она делается веселее и интереснее.

После общения с юными читателями писательница поделилась со взрослыми собеседниками мыслями о литературном труде, о детской книге.

- Горжусь, что мой любимый писатель, на книжках которого я воспитывалась в юности, Владислав Петрович Крапивин вручил мне премию и пожал руку, - сказала она. - Для меня особенно важно, что наградили меня «за совестливость и доброту».

Елена Васильевна не раз говорила, что не приемлет лозунг «поколения next»: «Бери от жизни все». Ей близок и понятен девиз героев Крапивина: «Отдай все ради дружбы» и даже - «Помоги врагу». Крапивинские герои мечтают и дерзают, а не выгадывают, не приспосабливаются. Впрочем, современных мальчишек и девчонок Елена Гамова подкупает тем, что она их понимает.

- Дорога в жизнь берет начало не от школьного порога, - размышляет Елена Васильевна, - она начинается, как только человек родился на свет. А школа - это вообще такие тернии... Ребенок чувствует обиду остро. Взрослый может обиду чем-то зажевать, вином запить, а ребенок - нет. Он с обидой один на один. И как же ему плохо, когда друг предал или кто-то его обозвал.

Детские книги, такие, в которых автор готов стать и другом, и адвокатом, и советчиком своих читателей, нужны сегодня позарез. Вот только издать такую книжку - «всем полезную, умную и честную» сложно. Государственной поддержки книгоиздательский бизнес и детская литература лишены".

Ирина КОСОПАЛОВА.
28/03/2009

Правда Севера.
www.pravdasevera.ru

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Елена Габова. Новенький и черепаха